«Молитвенная практика не должна быть бессмысленной рутиной. Это высочайшее искусство соединения души с Богом в сердце человеческом, это слушание сердцем Его тихих сокровенных разумений и созерцание духом Его пресветлого блаженного бытия» (старец Симон Безкровный). Наша беда в том, что живем мы не сердцем, а головой. Не духом, а душевными переживаниями. Все наши скорби начинаются с головы. Мы просим Бога избавить нас от одной скорби, как враг рода человеческого тут же подставляет другую. И чем старше становишься, тем все больше и больше их валится на нашу голову. Начиная войну со скорбями, мы только усиливаем их действие. Так мир убивает нас и забирает все наши силы, как физические, так и духовные. Что же делать?
Не воюй со скорбями.
Опыт подвижников таков – не воюй со скорбями, отдай их на волю Божию, прими все, что Господь пошлет тебе в жизни, и успокойся. Так обретешь мир и ту самую радость, которая жила в сердце преподобного старца Серафима. Умиротвори свой ум, и получишь в дар от Бога безстрастие сердца. Духовная жизнь не в том, чтобы соблюдать церковный устав, слушать лекции богословов и читать книги святых отцов. Духовная жизнь в умении оставаться спокойным и хранить мир в любой ситуации, в любом угрожающем обстоятельстве. Или мы погружаемся с головой в мир и начинаем переживать и волноваться, или же прибегаем к безстрастию и отдаем все на волю Божию. Господь всегда дает нам сделать свой собственный выбор. Покаянно молиться – значит меняться. Сколько бы искушений не приходило в нашу жизнь, все они нам даются с единственной целью – научить нас смирению. Все в мире пропитано горечью разочарований, «воистину суета всяческая, житие же сень и соние, ибо всуе мятется всяк земнородный»Невозможно совместить в себе веру в вечного Бога и веру в незыблемость мира.
протоиерей Игорь Рябко