ИСИХАЗМ (СЛОВО - 7) ТАМ ГДЕ ЕСТЬ ПОКАЯНИЕ - ГРЕХ БЕССИЛЕН .
Греческий термин μξτανοια (изменение ума) точнее в выразительнее нашего «покаяния». Смысл покаяния - изменение сознания, а от него образа мыслей, чувств, поступков и как плод - самой жизни. Русский термин более образный, окаянный (о-каинный) уподобившийся Каину, и раскаяние (рас-каивание) выход из состояния Каина.
Покаяние - это процесс. Стремительный, или замедленно развернутый во времени, он в любом случае имеет свои этапы. РАСКАЯНИЕ - осознание своей греховности, ИСПОВЕДЬ - как таинство примирения человека с Богом, и ИЗМЕНЕНИЕ - как плод покаяния. Если хоть что то в этой триаде упущено, не пережито, не преодолено - покаяние не совершились. Не преодолев третьего этапа мы возвращаемся к первому, и так может продолжаться всю жизнь. Но и без второй ступени мы не получим силы что бы взойти на третью. Лишь искренняя исповедь дает нам благодатную возможность изживания греха.
В процесс покаяния вовлекает весь человек, его ум, чувства, воля. Умом мы осознаем грех, сердцем сожалеем о своем падении, а волей ему противимся. Благодаря этому мы меняемся внутри себя. Без этого изменения жизни, покаяние не будет истинным. В нашем Уме фокусируются все энергии нашей личности. Таким образом μξτανοια это изменение всего внутреннего состояния человека, обновленное восприятие себя, окружающего мира, преображающая перемена чувств и мыслей. Такая обновленная жизнь не может быть чем то внешним, но глубокой внутренней реальностью, в которой рождается Новый человек. Покаяние дает возможность видеть мир таким, каким его создал Бог.
Таким образом покаяние это переход от старого мировидения к видению обратной перспективы, как в иконографии. Если через гордыню мы упали во Тьму, то через смирение мы выходим к Свету. Это и есть возвышение через снижение, погружение в восход, стяжание «смирением высокая». Без этого покаяние - заигрывание с Богом, а это и глупо и опасно. С Богом нельзя играть. Бог уже нам сказал чем эта игра окончиться. «Всякую ветвь не приносимую плода Он отсекает», «Всякое дерево не приносящего плода доброго, срубают и бросают в огонь». Все бесплодное подлежит проклятию и огню. Это конечная перспектива бесплодной, бессмысленно прожитой единственной жизни на Земле. Незнание этого от ответственности тоже не избавляет. Покаяние - это восстание на самого себя. Восстание возможно только тогда, когда мы в себе самом увидим врага.
На практике большинство из нас страдают главной ошибкой - отсутствием третьей ступени. Мы осознаем, каемся но…не меняемся. Почему? Например, мы каемся в злости к человеку, но выйдя с исповеди, мы не меняем к нему свое отношение. Значить проблема не в нем, а в нас. Мы не можем расстаться с тем, в чем каемся. А тот на кого мы злимся, лишь индикатор моего состояния, лакмусовая бумажка, а все дело во мне. Без переноса центра отвественности из вне, во внутрь себя, покаяние не возможно. ВСЕГДА НУЖНО УЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ ТОЛЬКО В САМОМ СЕБЕ. Без этого никаких покаянных плодов быть не может.
ВАЖНО понять что если мы говорим на исповеди Богу «каюсь», это означит что когда тот же грех снова подойдет к порогу моего сердца, я буду драться с ним до последней капли крови, до смерти, до полного изнеможения. И не важно какого размера будет этот гаденыш, большой, или маленький. По сути жизнь христианина - это ежедневный подвиг, это война не на жизнь, а на смерть, только так можно завоевать подлинную чистоту и богоподобие. Смерть это жизнь без Бога, а Жизнь это жизнь в Боге. Других вариантов нет, как и нет какой-то третьей территории ПМЖ в Вечности./отрывок /
протоиерей Игорь Рябко /источник Елицы/